В чём был не прав Фред гитарист


В русскоязычном музыкальном сегменте Youtube есть очень интересный и заметный блоггер-музыкант по имени Фред гитарист. За несколько лет своей деятельности он умудрился не только собрать вокруг себя определенный круг подписчиков (стандартная цель любого ютубера), но и привлечь внимание к своей персоне людей, далеких от игры на каком либо инструменте. Но как обычно без самопиара и хайпа тут, увы, не обошлось.

Под ником Fredguitarist скрывается Юрий Шильников, российский преподователь игры на электрогитаре (на момент написания статьи проживает в Израиле) и постоянный участник музыкального коллектива Jase, играющего поп-металл. В какой-то момент Шильников решил, что развил достаточно хорошо свою технику игры на гитаре, открыл свой канал Fredguitarist и начал снимать обучающие видео на ютубе.

Обучающие видео Фреда не имели какого-то видимого успеха, а творчество группы Jase не вызвало ожидаемого wow-эффекта у аудитории. Забегая вперед, стоит отметить, что в видеороликах подача материала Фреда со временем становились всё агрессивнее, а шутки про неумелость придавали контенту элемент уникальности.

И вот на канале Фреда родилась та самая рубрика "Умеет ли.." (Умеет ли играть на гитаре такой-то музыкант), в которой он в каждом видео обсуждал недостатки игры известных гитаристов. Но безобидно было это только в теории. На практике Фред начал не совсем чистую игру, зачастую некорректно высмеивая слабые стороны мировых гитаристов, и хайпуя на их известности. В результате канал Фреда начал собирать сотни тысяч просмотров и очень много срача в комментах.

Под "инквизицию" Фреда попало много известных гитаристов, но больше всего досталось Кирку Хэмметту из Metallica и Слэшу из Guns N' Roses. Эти издевки над именитыми музыкантами сквозили чуть ли не с каждом ролике.

Почему Фред гитарист не прав

Изначально уровень игры на электрогитаре Шильникова именно в нише heavy metal довольно высокий, на уровне сессионных и студийных гитаристов. То есть, тех музыкантов, которых привлекают за $ для записи альбомов и других материалов. От таких "рабочих лошадок" требуется быстро и хорошо обработать партии и остаться нонеймами.

Конечно такие музыканты, имея постоянно богатую практику студийного исполнения, в большинстве случаев более и даже намного более техничны, чем известные звезды (впрочем, для Фреда есть исключения - гитаристы-виртуозы вроде Ингви Мальмстина, Джеффа Вотерса, Пола Гилберта и даже Брайна Мейя, которого в результате похвалил).

Но студийный музыкант - это как музыкант в оркестре. Он на всю жизнь таким останется (если не попадет в известную команду). Права голоса у таких нет, музыку, как правило, хитовую такие музыканты не пишут, и участвовать в дорогих стадионных шоу их не привлекают.

Звездные рок-гитаристы, особенно старого поколения, например, Джимми Пейдж или Ричи Блекмор - это не супер-гитаристы. Это создатели рок-музыки, зачинатели жанра. У них никогда не было задачи стать "гитарным Паганини". Они писали музыку, они создавали целые музыкальные направления и течения, они делали грандиозные шоу. Ставить их на один уровень со студийным гитаристом, то есть узкопрофильным специалистом, у которого в работе только одна задача - сыграть по нотам и сидеть ждать дальнейших инструкций - очень глупое занятие.

Ожидаемо, что тапёры, имею каждодневную богатую практику игры в питейных заведениях и на свадьбах, по технике могли оставить далеко позади известных композиторов-пианистов.

Или ещё один пример. Вокалист Queen, Фредди Меркьюри никогда не позиционировал себя хорошим пианистом, хотя играл на рояле довольно хорошо, но это уровень молодого преподавателя пианино для детей на дому. А весь мир любит Фредди не за то, насколько реактивно он бил по клавишам рояля. Его исполнение Bohemian Rhapsody остаётся непревзойденным и имеет ценность в силу его личности и таланта, а не умения "высекать" ноты с определенной точностью.

В итоге спекулятивное "творчество" Фреда принесло его автору не только известность, но и клеймо "сами знаете кого" (потому что прежде чем критиковать великих, надо самому чем-то стать). Хотя изначально посыл Фреда был довольно хороший - смотрите на ошибки великих гитаристов и учитесь играть хорошо. Но вот хайповая издевательская манера всё испортила.

Также Фред начал "воевать" и с другими гитарными ютуберами, за что тоже получил много критики и лулзов.

В яваре 2021 года, Фред наконец-то поняв, что стремительно деградирует в лице своих подписчиков, выпустил ролик с извинениями и пообещал прекратить издевательскую подачу материала в разборах техники игры на гитаре известных гитаристов.

Спустя несколько месяцев ролик исчез, а Фред в течение 2021 года начал постепенно возвращаться в любимую колею - с ядовитым сарказмом ставить антипримерами везде где надо и не надо - Кирка Хэммета, Слэша, Дейва Мастейна и Керри Кинга. Также выпустил несколько "похвали-шоу" с разбором всё тех же своих "любимых" музыкантов. Выпуски представляли собой стёб над неудачными записями гитаристов. Но прежнего градуса в накале страстей Фреду уже не удалось повторить, время горячих холиваров прошло, да и репутация стала соответствующей. Фред просто превратился в скандалиста и провокатора.

По итогам 2021 года ютубная карьера Фреда зашла в творческий тупик. По факту, он интересен большинству только выпусками "Умеет ли..." и на стримах за донаты комментирует чужие техники игры на гитаре.

Ещё одно "громкое событие" конца 2021 года в русскоязычном гитарном ютубе - скандал между Александром Блиновым и Фредом. Но это совсем другая история...

В 2022 году Юрий совсем оседлал любимого конька и к весне начал строгать "Умеет ли..." с пулеметной скоростью. В жерновах критики в этот раз сильно пострадали Томми Айомми и Джон Фрушанте. Так же была выпущена серия роликов "Тупейшие гитарные отмазы" фактически на ту же тему.

Интересно, что будет снимать Фред, когда маститые гитаристы закончатся? Придётся ему учиться на чем-то еще играть :-).

Автор статьи: Николай Семёнов.